Горьковский автомобильный завод будет делать американские Chrysler
Sebring и Dodge Stratus. Российская компания подписала соглашение с
компанией DaimlerChrysler о приобретении оборудование мичиганского
завода Sterling Heights и лицензии на сборку производимых на нем
моделей, сообщает газета "Ведомости".
С конца 2007 года в Нижнем Новгороде будет выпускаться до 65 тысяч этих
машин в год, а продаваться они будут под брендом ГАЗа по цене от 17
тысяч долларов.
Для компании DaimlerChrysler это первый прецедент продажи целого
производства с лицензиями на выпуск. Хотя модели, продаваемые ГАЗу, и
не новые, эксперты положительно оценивают шансы на успех. Главное
удержать цену автомобиля.
На прошлой неделе ГАЗ подписал соглашение с DaimlerChrysler о выкупе
сборочного и сварочного оборудования завода Sterling Heights Assembly
Plant в Мичигане. Мощности Sterling Heights составляют 265 тысяч машин
в год, и сейчас завод выпускает две модели - Chrysler Sebring и Dodge
Stratus.
Вместе с оборудованием, которое компания Олега Дерипаски перевезет в
Нижний Новгород, ГАЗ получит лицензию на производство этих машин. По
оценке менеджемента российской компании, на реализацию проекта уйдет
150 млн долларов. В эту сумму включены затраты на выкуп, перенос и
монтаж оборудования, стоимость лицензии и рестайлинг моделей.
Финансировать эту сделку ГАЗ будет из собственных средств в течение
двух лет.
По мнению специалистов, для ГАЗа заключение этого соглашение было
единственным вариантом остаться на рынке легковых автомобилей.
Единственная машина этого сегмента - "Волга" по плану должна быть снята
с производства. Ее-то и заменят иностранные модели. Поначалу Дерипаска
связывал свои надежды с Fiat, а с 2004 года - с японской Nissan, но
договориться ни с одной из них ГАЗу не удалось. Тем временем "АвтоВАЗ"
создал с General Motors совместное предпритие, а "Северсталь-Авто"
договорилась о лицензионной сборке нескольких моделей Ssang Yong, Fiat
и Isuzu.
В итоге ГАЗу достались далеко не новинки. Нынешние версии Sebring и
Stratus были запущены в производство в 2001 году, и сейчас
DaimlerChrysler прекращает их выпуск, поэтому и продает старое
оборудование. Это первый случай, когда DaimlerChrysler продает целиком
оборудование завода.
"Продажа лицензии за рубеж обеспечивает эффективное продолжение жизни
качественного продукта и производственных мощностей", - цитируются в пресс-релизе
ГАЗа слова вице-президента DaimlerChrysler Джона Стелмана.
Однако руководство отечественного предприятия не боится принимать в
производство устаревшие модели. Во-первых, завод собирается создать на
базе зарубежных платформ легкие коммерческие автомобили, которых сейчас
нет в модельной линейке ГАЗа. Во-вторых, с этим проектом компания
надеется вывести на рынок самое дешевое предложение автомобилей в
классе D.
Заместитель генерального директора "Группы ГАЗ" по стратегическому
развитию Эрик Эберхардсон подчеркнул намерение российской компании
"существенно поднять технический уровень производимого нами продукта, в
том числе и коммерческих автомобилей. Мы предложим новое качество за
вполне разумные деньги и уверены, что потребители это оценят".
Сопровождать создание производства, системы качества, запуск и процесс
сборки будут американские специалисты.
Базовая цена российских Sebring и Stratus, по словам Эберхардсона,
будет начинаться ориентировочно от 17 тысяч долларов. Сейчас Sebring в
России стоит от 19700 евро (23900 долларов), а в 2005 году было продано
78 машин, Stratus в России официально не продается, а в США стоит от
20500 долларов.
Выпуск обеих машин ГАЗ планирует начать в конце 2007 - начале 2008
года, продаваться они будут под брендом, который разработает ГАЗ, через
его дилерскую сеть. Планируется, что в первый год объем производства
составит 65 тысяч машин в год, остальные мощности могут быть
использованы для модернизации основного производства ГАЗа.
Кроме того, ГАЗ подпишет с DaimlerChrysler многолетнее соглашение о
поставках двигателей для Sebring и Stratus с мексиканского завода
Saltillo. В дальнейшем планируется перевести в Россию и это
производство.
По мнению российских экспертов, ГАЗ выбрал разумную стратегию.
Продукция компании не будет конкурировать с машинами Е-класса,
например, такими как Toyota Camry, которую будут собирать в
Санкт-Петербурге. Sebring и Stratus относятся к классу D, иномарки
такого сегмента в России никто не собирает.
Зато спрос на машины этого уровня в России сейчас динамично растет -
на 40% в 2005 году и на 111% в первом квартале по отношению к
аналогичному периоду прошлого года. Однако проблемой ГАЗ может стать
российский бренд машин. К тому же не все специалисты верят, что ГАЗу
удастся удержать цену на заявленном уровне в 17 тысяч долларов.
Инвестиции в 150 млн долларов вполне по силам для компании, однако
конкуренты, такие как, например, "Северсталь-Авто" создает лицензионные
проекты еще дешевле. Запуск Ssang Yong Rexton вместе с покупкой Завода
микролитражных автомобилей обошлись "Северсталь-Авто" в 70 млн
долларов.
В 2005 году "ГАЗ" выпустил 55055 легковых автомобилей, 169268 грузовых
и легких коммерческих автомобилей, 18716 автобусов. По предварительным
данным, выручка за 2005 год составила 3 млрд долларов, EBITDA (прибыль
до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации) – 315 млн долларов.
Управляет заводом компания "Руспромавто", основной акционер – "Русские
машины" Олега Дерипаски.
|