Описание Год выпуска: 1992 год Год снятия: 1995 год
На смену «Чайке», для секретарей обкома и прочих руководителей областного масштаба должна была прийти другая машина.
Об
иномарке в то время не могло быть и речи, а ГАЗ-3102, хоть и с
претензией на престижность, годился лишь для районных начальников. В
принципе, разработка нового автомобиля среднего класса с повышенным
уровнем комфортности была как нельзя кстати, к тому же руководство
завода осознавало, что дни «двадцать четвертой», которая выпускалась
практически без изменений с конца шестидесятых, сочтены. Новая машина,
считали на ГАЗе, будет пробивать дорогу целому семейству. ГАЗ-3105 —
говорили нам тогда — лишь первая ласточка, и после того как
производство будет отлажено, в серию пойдут более дешевые машины: 3103
и 3104 в упрощенной комплектации для народного потребления.
Итак,
во второй половине восьмидесятых работа над машиной шла в ускоренном
темпе. В 1987 году были уже собраны первые опытные образцы.
Первоначально машина имела двойное остекление дверей — решение
оригинальное и смелое. Но ходили слухи, что тогдашней «первой леди»
такие дизайнерские изыски по вкусу не пришлись. Ей будто бы не
понравилось, что в связи с большой площадью остекления пассажиров видно
как на ладони. Правда это или нет — неизвестно, но вскоре стали
изготавливать гнутые стекла, и конструкция дверей стала как у всех
«нормальных» машин. По оснащению машина, претендующая на роль флагмана
отечественного машиностроения, не уступала престижным иномаркам того же
класса. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка,
полный электропакет — причем не просто центральный замок и
электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так
и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая
установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере
автомобиля небыло ни одной жесткой прямой линии — мягкие овальные
очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время
было предусмотрено место под радиотелефон. Благодаря продуманной
компоновке, места в салоне было намного больше по сравнению с «Волгой»
ГАЗ-24-10 при практически тех же внешних габаритах.
Конструкция
автомобиля тоже шагнула далеко вперед. Постоянный привод всех колес —
оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для
России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) — независимая, на
стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним
стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую
плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как
«Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро».
Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.
Механическая
5-ти ступенчатая коробка передач — двухвальная с полным вторичным
валом, передающим крутящий момент от первичного вала на шестеренный
конический «симметричный» межосевой дифференциал. Коробка передач
выполнена в блоке с передним ведущим мостом, межосевым дифференциалом и
имеет общую с ними масляную ванну. Для преодоления тяжелых участков
предусмотрена возможность блокировки межосевого дифференциала (!) с
места водителя. В тормозной системе применены передние и задние
дисковые механизмы со скобами плавающего типа. Двухконтурный
гидравлический привод — с диагональным разделением контуров,
регулятором давления в приводе задних тормозов и вакуумным усилителем.
Стояночный тормоз с механическим тросовым приводом действует на скобы
задних механизмов и может служить в качестве аварийного. Предполагалось
и присутствие ABS. В рулевом управлении впервые на «Волгах» был
применен реечный механизм. Рулевая колонка, регулируемая как по углу
наклона, так и по длине, снабжена энергопоглощающим элементом.
Всю
эту роскошь венчала V-образная восьмерка (бензиновый мотор ГАЗ-3105) с
впрыском топлива. Головки цилиндров и поршни из алюминиевого сплава,
блок цилиндров — безгильзовый, чугунный. Коленчатый вал вращается в
пяти коренных подшипниках и снабжен гасителем крутильных колебаний.
Двухрядная цепь с гидравлическим натяжителем приводит чугунные
распределительные валы (по одному в каждой головке цилиндров). Правда в
то время еще не дошли до 4-х клапанов на цилиндр, но гидравлические
толкатели с автоматической компенсацией зазора уже присутствовали.
Отметим, что для машины сразу разрабатывалось два системы питания —
карбюратор и впрыск. Были опытные образцы и с четырехцилиндровым
мотором, прообразом сегодняшнего ЗМЗ-406. Разумеется, система зажигания
была бесконтактной и даже с ограничением частоты вращения коленвала до
6100 оборотов в минуту. Предполагалось также комплектовать машину
катализатором отработавших газов.
В 1992 году ГАЗ представил
машину широкой публике. На международном автосалоне в Лейпциге
автомобиль произвел небольшую сенсацию. Давно русские так не
удивляли... Собственно, дизайн автомобиля еще много лет признавали
удачным, да и сейчас он смотрится вполне современно, особенно на фоне
других отечественных разработок.
К этому времени были уже и
переднеприводные варианты такой «Волги», разработанные в перспективе на
массовое производство. Были собраны две спортивных машины. Но судьба
проекта в целом так и оставалась неопределенной. И вот наконец в 1994
году было принято решение о мелкосерийном производстве объемом 250
машин в год. В 1994 году планировалось собрать 100 автомобилей, в 1995
— 150. Но таких объемов производство не достигло, а в 1996 году было и
вовсе прекращено. Всего с 1992 по 1996 год было выпущено 55
автомобилей. Производство машины признали нерентабельным: слишком
дорогая получалась машина для «слуг народа», к тому же, ввиду коротких
сроков доводки, автомобиль страдал еще «детскими болезнями». Может
быть, тогда это решение и было правильным, но даже сейчас та «Волга»
ГАЗ-3105, разработанная в конце восьмидесятых, даст фору многим новым
отечественным разработкам. Она ушла в историю, но еще немало времени
будет оставаться непобежденной.
Характеристики Колесная формула — 4?4 Количество мест — 5 Снаряженная масса — 1800 кг Объем багажника — 0,5 м Максимальная скорость — 200 км/ч Время разгона до 100 км/ч — 11 с Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч — 8,7 при 120 км/ч — 11,2 в условном городском цикле езды — 17,5 Объем топливного бака — 78 л Применяемый бензин — А-98 или АИ-98 Размеры, мм: длина — 5050 ширина — 1800 высота — 1430 колесная база — 2870 колея — 1514 дорожный просвет — 160 Двигатель: модель — ГАЗ-3105 тип — бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный диаметр цилиндров и ход поршня — 82?80 мм рабочий объем — 3400 см? степень сжатия — 9,0 мощность — 170 л.с./125 кВт при 5400 об/мин максимальный крутящий момент — 265 Н·м при 4000 об/мин. Сцепление: Сухое однодисковое с диафрагменной пружиной. Коробка передач: механическая 5-ти ступенчатая; передаточные числа: I передача — 3,6 II передача — 2,2 III передача — 1,46 IV передача — 0,96 V передача — 0,756 задний ход — 3,58