В 1943 году, после победы под
Сталинградом, в Горьком, на автозаводе имени Молотова началась работа
над новым автомобилем. И это не был грузовик, или тягач для пушек, и
это даже не было санитарной машиной. Это была легковушка. По эскизам
художника Вениамина Самойлова были сделаны гипсовые модели будущего
автомобиля в масштабе 1:5, а по самой удачной модели ― макет из
красного дерева в натуральную величину. Даже после бомбежек 1943 года,
когда "ГАЗ" был на грани остановки, работа над машиной не прерывалась.
Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года. Сталин осматривал новый
автомобиль 19 июня 1944 года. На осмотре, состоявшемся в Кремле, И. В.
Сталин отметил, что "ГАЗ-20" с шестицилиндровым двигателем недостаточно
экономичен, хотя в послевоенные годы положение в стране с жидким
топливом не обещало быть радужным. Присутствовавший на осмотре главный
конструктор "ГАЗа" тех лет А. А. Липгарт указал, что завод предусмотрел
вариант автомобиля с четырехцилиндровым мотором. По-видимому, такое
объяснение несколько смягчило критическое отношение Сталина к машине. И
когда директор "ГАЗа" И. К. Лоскутов обратился к нему с просьбой
закрепить за новой моделью наименование "Победа", услышал такой ответ:
"Невелика победа, но пусть будет "Победа".
Первые партии автомобилей были запущены в производство. После выпуска
700 "Побед" дефекты стали обнаруживаться один за другим. Конструкция
глушителя была неудачной, кузов иногда прогибался, садились рессоры.
"Победы" на работе в такси
"Победа"
знаменовала новое направление в конструировании отечественных легковых
моделей. Независимая подвеска передних колес, гидравлический привод
тормозов, несущий кузов, навеска дверей на передних петлях, высокий
уровень комфорта (отопитель, радиоприемник), синхронизаторы в
трехступенчатой коробке передач, понтонная форма кузова, капот
аллигаторного типа, V-образное лобовое стекло ― вот особенности этой
модели.
В салоне "ГАЗ-М20" свободно располагались пять человек. При снаряженной
массе 1460 кг наибольшая скорость "ГАЗ-М20" составляла 105 км/ч, разгон
с места до 100 км/ч занимал 46 с, а расход топлива ― 11 л/100 км.
Четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 2111
кубических сантиметров развивал мощность первоначально 50 л. с. при
3600 об./ мин., а после модернизации ("ГАЗ-М20В") ― 52 л. с. при 3600
об./мин.
Габарит машины: длина 4665 мм, ширина ― 1695 мм высота ― 1640 мм, база ―2700 мм, колея ― 1362 мм.
"Победа" с успехом экспонировалась на международных выставках и
ярмарках например, весной 1950 г. в Познани (ПНР), экспортировалась не
только в социалистические страны, но и на западный рынок, в частности,
в Финляндию и Бельгию. Английский журнал "Мотор", оценивая в 1952 г.
нашу машину, отмечал "Это автомобиль исключительно русский... Самая
сильная сторона "Победы" ― способность работать на любых дорогах... На
"Победе" не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда
машина полностью нагружена".

Получившая мировое признание, энциклопедия Джорджано по истории
автомобиля подчеркивает, говоря о "Победе", что эта машина
характеризуется прочной конструкцией, которая призвана вынести все
разнообразие дорожных условий и климата, встречающихся в Советском
Союзе.
На этом история машины не закончилась. Еще до 1971 года в Польше по
советской лицензии выпускали слегка измененную "Победу" под названием
"Варшава". А по слухам, даже в восьмидесятых годах китайские товарищи
выпускали "Победы". Для себя. Уж больно машина хорошая...

Модернизация автомобиля производилась прямо во время производства. Для
советских военачальников, которые использовали "Победу" в Западной
Европе, была на пять сантиметров уменьшена толщина заднего сиденья ―
иначе они не могли ездить в машине, не снимая папахи. Однако
конструкция машины была настолько удачной, что многие иностранные фирмы
начали копировать нестандартные технические решения, а английская фирма
"Standard" просто скопировала ее.
В этой машине впервые были реализованы технические новшества, ставшие
стандартом в современных автомобилях. Именно на "Победе" появились
электрические указатели поворотов и стоп-сигналы. Впервые на машине
появились электрические стеклоочистители. Во всех предыдущих советских
автомобилях "дворники" были механические или пневматические и скорость
их работы зависела от скорости машины. Водитель (и пассажиры) этой
машины получил возможность ездить без валенок и тулупа и не возить
мешочек с солью для протирки стекол ― у машины была печка. На фоне
такого торжества комфорта о такой приятной мелочи, как плафон освещения
салона, можно уже и не говорить.
Однако новизна технических решений не была единственным достоинством
"Победы". Эта машина была символом победы Красной Армии в Великой
Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин,
доступных (при определенных ограничениях) рядовому потребителю. В
первом автомагазине в Ленинграде можно было выбирать между
"Москвичом-401" (9 тысяч рублей), "Победой" (16 тысяч) и
умопомрачительно дорогим "ЗИМом" (40 тысяч). Именно эти машины можно
было взять напрокат в первых появившихся пунктах проката. А проблема
ремонта автомобиля решалась в те времена очень просто ― владелец
забарахлившей машины отвозил ее на авторемонтный завод и, заплатив
небольшую сумму, получал возможность выбрать понравившийся ему
автомобиль из уже отремонтированных.

В 1955 году появилась новая модификация "Победы". Она была
модернизирована настолько, что ей присвоили новое наименование ―
"ГАЗ-М20В". Внешне эта модель отличается измененной радиаторной
решеткой ― она стала выглядеть более массивно, в соответствии с
тенденциями автомобильной моды тех времен. Изменился и знак автозавода
на носу машины ― он перекочевал с капота автомобиля на свободное место
над облицовкой радиатора. Внутри салона тоже произошли изменения ― в
нем появилось неслыханное по тем временам стандартное оборудование ―
радиоприемник. Таких машин в наши дни сохранилось больше всего, и
теперь под словом "Победа" понимают обычно "ГАЗ-М20В".
В том же 1955 году произошло неслыханное по тем временам событие ― в
Советском Союзе была выпущена первая машина для отдыха и развлечений.
Кабриолет во все времена был для советских людей признаком легкой жизни
и недостойного поведения, несовместимого с моральным обликом строителя
коммунизма. Поэтому, хотя в стране было много открытых машин ― трофеев
Отечественной войны, выпуск кабриолета был возможен только в эти
светлые годы ― времена хрущевской "оттепели". Тогда эта машина стала
неотъемлемым признаком представителей "золотой молодежи" ― детей
партийных работников, крупных ученых и деятелей торговли. Вспоминаются
строки из "Понедельник начинается в субботу": "...мальчишки, глядя мне
вслед, кричали: "Стиляга, тонконогий, папина "Победа"..." Через
пятнадцать лет такой же машиной стала "копейка" ― первая модель
"Жигулей", обладание которой тоже стало признаком определенного
социального статуса. Но за внешней праздностью автомобиля стояли
оригинальные технические решения. Складывалась только верхняя часть
крыши, а боковины были жесткими ― конструкторы боялись ослабить кузов.
Более того, в в него ввели дополнительные упрочняющие элементы.
Несмотря на это, потяжелела машина ненамного ― всего на 35 килограмм.
Брезентовый верх плохо сказался на аэродинамике. По сравнению с обычной
"Победой", обладавшей за счет плавно сбегающей крыши неплохим
аэродинамическим сопротивлением, коэффициент намного возрос. За счет
этого максимальная скорость машины упала до 100 км/ч, а расход топлива
вырос до 11,5 л на 100 км.
Пришло время освоения целинных земель, и конструкторы "ГАЗа" выполнили
новый социальный заказ ― скомбинировали "Победу" с уже выпускавшимся (и
имевшим тот же двигатель) "ГАЗ-69". Таким образом на сцену вышел первый
в мире комфортабельный внедорожник "ГАЗ-М72". Уже тогда, на зависть
"Форду" и "Дженерал Моторс", автомобиль "для села" был не хуже, чем
представительский автомобиль. Теперь рядовой председатель колхоза ездил
с таким же комфортом, что и высшие советские руководители. Благодаря
доступности запчастей от "козла" "ГАЗ-69", такие машины и до сих пор
живут в деревнях, занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Внедорожники в
России начинались с "ГАЗ-М72".
За двенадцать с половиной лет с конвейера сошло 235999 "Побед", в том числе 184285 седанов, 14222 кабриолета и 37492 такси.

|