КЛАССИФИКАЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ
АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СПОРТА.
Международной спортивной классификацией автомобилей серийные машины делятся на четыре группы и 13 классов.
В группу I входят автомобили, которых в год выпускается серийно не
менее 5000 штук. Для машин этой группы разрешаются при подготовке к
соревнованиям ограниченные конструктивные переделки: установка двух
дополнительных фар, замена жиклеров карбюратора, применение любого
аккумулятора, шипованной резины, дополнительных контрольных приборов и
приборов зажигания.
Группу II составляют автомобили, годовой выпуск
которых равен не менее 1000 штук. Для автомобилей этой группы правилами
разрешено применять дополнительное оборудование и даже делать некоторые
конструктивные изменения агрегатов и узлов.
Группа III включает в себя автомобили серийного производства для
большого туризма, изготавливающиеся в количестве не менее 1000 шт. в
год. При подготовке их к соревнованиям допускаются те же изменения, что
и для автомобилей группы I.
К группе IV относятся специально подготовленные автомобили большого
туризма, выпускаемые в год не менее 500 штук. Это — спортивные машины,
специально построенные для соревнований. Допустимые переделки — в
пределах требований группы Ii.
Вопрос о том, к какой группе отнести автомобиль участников ралли,
решает ФИА на основе заводской анкеты с исчерпывающей технической
характеристикой на каждую модель и справки о выпуске машин в продажу.
На основе международной классификации Федерация
автоспорта СССР (ФАС СССР) с 1 мая 1974 г. Ввела в действие
«Классификацию и технические требования к автомобилям, участвующим в
спортивных соревнованиях».
По классификации ФАС СССР легковые автомобили
для спорта делятся на классы по рабочему объему двигателя следующим образом:
1-й класс — до 500 см3
2-й класс — свыше 500 см3 до 600 см3
3-й » » 600 см3 до 700 см3
4-й » » 700 см3 до 850 см3
5-й » » 850 см3 до 1000 см3
6-й » » 1000 см3 до 1150 см3
7-й » » 1150 см3 до 1300 см3
8-й » » 1300 см3 до 1600 см3
9-й » » 1600 см3 до 2000 см3
10-й » » 2000 см3 до 2500 см3
11-й » » 2500 см3 до 3000 см3
12-й » » 3000 см3 до 5000 см3
13-й » » 5000 см3.
Отечественные легковые автомобили, на которых выступало подавляющее
большинство спортсменов, относятся к 7-му (ВАЗ-2101, ВАЗ-21011), 8-му
(«Москвич-412», ВАЗ-21.03) и 10-му (ГАЗ 21, ГАЗ-24) классам.
Технические требования, выдвинутые в этом документе, отражают в своей
основе специфику развития автомобильного спорта в стране и заботу о
безопасности спортсменов в период соревнований. Так, например,
указано на необходимость применения в качестве обязательного
дополнительного оборудования не менее двух наружных зеркал,
расположенных с разных сторон автомобиля. Должен также быть обеспечен
обзор с помощью внутреннего зеркала и через заднее стекло. Желательно
устанавливать сферические зеркала, так как
они обеспечивают весьма значительный угол обзора.
Этими же требованиями установлено, что шины, в том
числе и на запасном колесе, должны выдерживать нагрузку больше, чем
возможная нагрузка на любое колесо, а скоростной предел — выше
максимальной скорости
машины с форсированным двигателем. На шинах не допускаются наружные и
внутренние трещины, следы механических повреждений, неравномерный износ
протектора. Запрещается применение шин с наваренным протектором.
Допускается применение устройств для защиты агрегатов от наружных
повреждений, защита трубопроводов тормозов и бензопровода путем
переноса их внутрь кузова. Разрешается усиливать детали ходовой части,
не уменьшая, однако, их веса. При этом, как измененные детали, так и
сопряженные с ними, должны оставаться серийными. Можно производить
подварку .швов кузова,
устанавливать каркас безопасности и дополнительные ребра жесткости,
усиливать места установки домкрата и увеличивать число таких мест.
Для улучшения освещенности дороги допускается
применение любых дополнительных фар отечественного и зарубежного
производства. Общее число фар (вместе с основными) на автомобиле не
должно превышать шести. Установка дополнительных фар должна быть
произведена в соответствии с ГОСТом 8769—69, основные требования
которого заключаются в применении и расположении попарно одинаковых фар
в определенных пределах по высоте и ширине машины. В основных фарах
можно применять любые автомобильные лампы, заменять аналогичными по
назначению оптические элементы.
В качестве улучшения средств сигнализации разрешено заменять звуковые
сигналы или ставить дополнительные. При этом, естественно,
увеличивается количество выключателей, дополнительных реле,
предохранителей, электрических кабелей.
Техническими .требованиями допускается также применение и других
устройств, повышающих безопасность, с тем лишь условием, чтобы они
предварительно были опробованы заводами или НИИ и не содействовали бы
прямо или косвенно улучшению скоростных качеств автомобиля.
Кроме деления на классы, классификация предусматривает и деление на
группы. К первой группе относятся легковые автомобили, при подготовке
которых к соревнованиям не предусматривается выполнение специальных
работ в объеме, превышающем регулировку и отладку отдельных узлов и
агрегатов. Автомобили этой группы должны соответствовать техническим
условиям заводов-изготовителей и иметь годовой выпуск не менее
5000 штук. Поэтому, например, легковые автомобили автозавода им.
Лихачева не могут быть включены в первую группу из-за ограниченного
количества выпуска.
При подготовке к соревнованиям автомобилей первой
группы разрешено несколько увеличивать рабочий объем цилиндров
двигателя, применяя поршни, поршневые кольца и гильзы либо ремонтных
размеров, либо растачивая соответственно блок цилиндров. Однако рабочий
объем цилиндров двигателя должен остаться в пределах того класса, к
которому относится данный серийный автомобиль. В целях повышения
надежности системы зажигания допускается замена катушки зажигания,
свечей и конденсаторов. Можно, используя возможность
доводки карбюратора, заменить соответствующие жиклеры, что обеспечивает
приготовление обогащенной горючей смеси на всем диапазоне нагрузочных
режимов и, следовательно, повысит мощность двигателя. Соответственно
увеличивается мощность двигателя на промежуточных углах открытия
дроссельных заслонок. Емкостями под дополнительное топливо для
автомобилей
этой группы разрешается использовать только металлические канистры. В
отдельных случаях, если это оговорено положением о соревнованиях,
допускается увеличение емкости основного бака или установка
дополнительных баков.
В трансмиссии автомобиля классификацией допускается изменение
передаточного числа главной передачи, если у данной модели имеются
модификации. Так, на «Москвиче-412» можно устанавливать редуктор модели
«Москвич-434» с передаточным числом 4,55; на автомобилях ВАЗ-2101 —
редукторы с числами 4,3 и 4,44. Разрешено применение амортизаторов
любого тина, в том
числе и зарубежного производства, но нельзя увеличивать их общее
количество и применять иные, нежели серийные, способы крепления. Могут
быть также использованы любые шины, отвечающие общим требованиям
безопасности, но при условии их монтажа на колеса, предназначенные для
данной марки автомобиля.
Для улучшения посадки водителя и обеспечения
удобства управления при продолжительном и непрерывном движении
допускается изменение сидений. Дополнительные подушки, установленные по
бокам основания и спинки сиденья, надежно фиксируют водителя в
поперечном направлении на поворотах.
Что касается дополнительной обработки деталей, то
она разрешается в пределах допусков по чертежам завода-изготовителя.
Таким образом, можно произвести зачистку поверхностей впускных и
выпускных каналов головки, подобрать соответствующие зазоры или натяги
в сопряжении деталей.
Большие технические усовершенствования разрешены для серийных легковых
автомобилей второй группы, что позволяет, с одной стороны, автозаводам
проверять новые конструктивные решения, а, с другой. клубным
спортсменам добиваться от автомобилей высоких динамических качеств, У
автомобилей этой группы разрешается производить форсировку двигателя с
использованием самых современных решений, причем головка блока
двигателя может быть любой конструкции;
количество клапанов, распределительных валов и величина степени сжатия
не ограничиваются. Не допускается, однако, изменение конструкции блока
цилиндров, но и для него разрешена механическая обработка, например,
верхней плоскости — для увеличения степени сжатия.
Система питания может быть многокамерной, с любым типом карбюраторов, в
том числе и зарубежного производства. Для улучшения наполнения
разрешена замена или снятие воздушного фильтра. Нельзя только заменять
карбюраторное питание системой вспрыска топлива и применять наддув.
Можно установить дополнительный бак или заменять основной. Емкость
баков при этом не должна превышать 80—100 л (в зависимости от рабочего
объема двигателя).
Форсированный двигатель, как правило, высокооборотный. Чтобы обеспечить
его бесперебойную работу при большой величине максимальных оборотов,
допускается применение любой системы зажигания, в том числе и
транзисторной.
В широких пределах разрешается модернизировать
систему смазки и охлаждения — от изменения емкости
и формы масляного поддона и установки дополнительных радиаторов и
фильтров до применения «сухого» картера. Кардинальным решением для
интенсификации отвода дополнительного тепла от двигателя является
увеличение поверхности теплообмена водяного радиатора. Так, для
двигателя М-412 хорошие результаты дает сдвоенный серийный радиатор или
установка радиатора от ГАЗ-24.
Большая мощность двигателя наиболее эффективно
может быть реализована только в том случае, если передаточные числа
трансмиссии подобраны в соответствии с его показателями, весом и
обтекаемостью автомобиля, а также с учетом дорожных условий на трассе
соревнований. В связи с этим допускается изменение передаточных чисел в
коробке перемены передач, картер которой должен быть сохранен, и в
главной передаче (с тем
же условием). С этой же целью можно вводить частичную блокировку дифференциала.
Ряд изменений допускается и в конструкции автомобилей: усиление сварных
швов в отдельных местах кузова и агрегатов; усиление крепежных
соединений по кузову и подвеске; установка дополнительных усилителей в
отдельных местах передней подвески и заднего моста; замена пружин и
рессор, установка прокладок под них при условии сохранения их места
расположения (амортизаторы можно применять любые и даже устанавливать
дополнительные); изменение диаметра, ширины и конфигурации обода колес
автомобиля*.
Можно также применять раздельный привод в тормозной системе для
передних и задних колес, антиблокировочные устройства и автоусилители
серийного производства, устанавливать серийные дисковые тормоза вместо
барабанных и нестандартное рулевое колесо (в частности, меньшего
диаметра), снимать внутренние коврики, подушки и спинки заднего сиденья
(при наличии жесткой перегородки между салоном и багажником), приборы
системы отопления, заменять передние сиденья (целесообразно установить
сиденья анатомического типа).
Рассматривая технические характеристики некоторых
серийных автомобилей для спорта и специальных спортивных машин, надо
сказать, что основными параметрами характеризующими их скоростные
качества, являются мощность двигателя и максимальная скорость, а для
динамики показателями служат величины запаса мощности и времени разгона
с места до скорости 100 км/ч или на дистанции 1 км.
По запасу мощности отечественные автомобили ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011, имея
этот показатель равным соответственно 65,6 л. с./т и 75 л. с./т,
находятся на уровне зарубежных легковых машин своего класса.
У автомобилей восьмого класса «Москвич-412» и ВАЗ-2103 запас мощности
составляет 75 л. с./т и 78 л. с./т, что несколько уступает наиболее
современным зарубежным моделям выпуска 1972—1974 гг., у которых этот
показатель находится в пределах 81—123 л. с./т. У автомобилей десятого
класса эта разница еще больше (ср. 70 л. с./т у ГАЗ-24 и 94—144 л.
с./т.).
Высокие динамические параметры современных моделей иностранных фирм
достигаются благодаря применению более мощных двигателей или уменьшению
общей массы конструкции. Зарубежные автомобили для ралли представляют
собой все три вида компоновки: классическую, переднеприводную и
заднемоторную. Наиболее распространены три типа кузова: четырех- и
двухдверный седан (группы I и Ii), спорт-купе с числом мест 24-2
(группа Iii) и спортивные двухместные (группы Ii и Iv). Подавляющее
число кузовов закрытые, с мягким верхом — только на единичных моделях.
Практически все кузова двухместные, так как защитный каркас затрудняет
использование задних сидений, и на автомобилях группы Ii они обычно
демонтированы.
На рис. 1, 2 показаны основные конструктивные особенности некоторых
автомобилей для ралли. Именно эти мощные и быстроходные машины
закономерно выигрывали многие крупнейшие международные ралли.
Общая тенденция в основных зарубежных ралли в настоящее время
направлена к сокращению дистанции до 1300—1500 км, упрощению дорожных
режимов движения. Главным в ралли становятся испытания на специальных
скоростных участках, кольцевые и горные гонки на закрытых трассах, где
счет ведется на секунды и их доли. Основным критерием для определения
победителей в таких ралли, наравне с надежностью машин, безотказностью
в работе на плохих дорогах, становятся показатели в быстроходности и
динамике автомобилей Советские раллисты неоднократно завоевывали
высокие места в личном и командном зачетах в крупнейших международных
соревнованиях. Особенно хороших результатов советские гонщики
добиваются в тех соревнованиях, где от автомобилей требуются высокие
эксплуатационные качества, надежность и долговечность
конструкций.
* Увеличение ширины обода уменьшает боковой увод шин, а при
несимметричном уширении становится больше колея. Изменение обоих этих
факторов в указанном направлении повышает устойчивость автомобиля.
Изменение диаметра обода может потребоваться для увеличения дорожного
просвета при преобладании на трассе тяжелых дорог или, наоборот, для
уменьшения высоты расположения центра тяжести автомобиля. Необходимо
учитывать, что все колеса автомобиля должны быть одинаковыми. (Прим.
авт.).
__________________________________________________ _________